Образование

  • Образование является мощной движущей силой развития и одним из самых сильных инструментов для сокращения бедности и улучшения ситуации в области здравоохранения, гендерного равенства, мира и стабильности. Несмотря на то, что в последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс, около 121 млн детей все еще не посещают начальную и младшие классы средней школы, а 250 миллионов детей не умеют читать или писать, хотя многие из них ходили в школы.

    Образование несет в себе существенные и постоянные выгоды, в частности, в области дохода, и предотвращает рост неравенства, но этот потенциал зачастую остается нереализованным из-за угрожающе низкого уровня обучения. Предоставление всем детям качественного образования, которое помогает им получить знания, необходимые для работы, имеет решающее значение для ликвидации нищеты к 2030 году.

  • Группа Всемирного банка готова поддерживать страны, запрашивающие финансирование или техническую помощь для достижения Цели устойчивого развития (ЦУР) 4, которая призывает обеспечить доступ к качественному образованию и возможностям обучения на протяжении всей жизни для всех к 2030 году. Этому способствует подготовка и подписание Рамочной программы действий в области образования до 2030 года, которая станет «проводником» для стран на пути осуществления ЦУР4.

    Чтобы превратить эту мечту в реальность, Группа Всемирного банка мобилизует все имеющиеся ресурсы. Стратегия в секторе образования на период до 2020 года, «Качественное обучение для всех» подчеркивает, что получаемые молодежью в процессе обучения знания и навыки поможет им подняться из бедности и стать движущей силой развития. Странам рекомендуется «инвестировать на раннем этапе», поскольку базовые 
навыки, приобретаемые в раннем детстве, позволяют в дальнейшем учиться всю жизнь, «инвестировать разумно», чтобы инвестиции действительно способствовали развитию образовательной сферы, а также «инвестировать для всех» детей и молодежи.

    Достижение обучения для всех также означает выход за исходные рамки финансирования, необходимые системе образования для достижения результатов. Существует растущий спрос стран на финансирование, основанное на конкретных результатах, которое является перспективным набором инструментов для достижения лучшей согласованности стимулов и желаемых результатов путем финансирования, зависящего от достижения предварительно согласованных результатов. Такой подход продемонстрировал свою перспективность и может помочь странам задействовать финансовые ресурсы, необходимые для достижения ЦУР.

    В мае 2015 года на историческом Всемирном форуме по образованию в Инчхон, Корея, Группа Всемирного банка обязалась удвоить свою финансовую поддержку, основанную на конкретных результатах в области образования до $5 млрд в течение следующих пяти лет. Более четверти данного плана уже выполнено.

    В апреле 2016 года, Группа Всемирного банка обязалась инвестировать $2,5 млрд в течение пяти лет в образовательные проекты, которые включают в себя в качестве непосредственных бенефициаров девочек-подростков (в возрасте 12-17 лет). Около 75% этих инвестиций получат страны с низким уровнем доходов, в основном страны Африки, расположенные к югу от Сахары и страны Южной Азии.

    Оказывая поддержку в области образования Группа Всемирного банка уделяет особое внимание вопросам, которые особенно важны для развивающихся стран:

    • Наращивание объемов инвестиций на раннем этапе развитии ребенка для того, чтобы дать ему возможность в дальнейшем учиться всю жизнь и повысить производительность труда в будущем.
    • Обеспечение того, чтобы дети, которые находятся в школе, на самом деле получали основополагающие навыки.
    • Снижение препятствий для обеспечения качественного образования для девочек и детей из неблагополучных общин.
    • Устранение широкого разрыва между развитием профессиональных навыков, высшим образованием и рынком труда.
    • Решение системных вопросов на всех уровнях, в целях повышения эффективности и прозрачности.
    • Повышение инновационного финансирования, основанного на конкретных результатах в ответ на потребности стран.

    Системе образования важно предоставить учащимся на всех уровнях профессиональные навыки, необходимые для повышения производительности и роста. Инвестирование в детей раннего возраста (с рождения до пяти лет), даже прежде чем они пойдут в начальную школу – обеспечивая тем самым то, что они получают правильное стимулирование, воспитание и питание - является одним из самых разумных капиталовложений, которое страна может сделать для того, чтобы решить проблемы неравенства, разорвать порочный круг бедности, и повысить производительность труда. Доклад «Активизация развития детей младшего возраста» представляет собой практическое руководство для руководителей и специалистов-практиков в том, каким образом инвестировать в детей младшего возраста.

    Качественного образования можно добиться только при наличии отличных учителей. В докладе 2014 года «Отличные учителя: как улучшить обучение учащихся в Латинской Америке и странах Карибского бассейна» выделяются последние данные и практический опыт реформ в области политики подготовки учителей. В докладе Группы Всемирного банка 2016 года «Как Шанхай делает это» также подчеркивается, что наиболее впечатляющие аспекты системы образования Шанхая, такие как подготовка, поддержка и управление учителями, которые являются центральными фигурами в любых усилиях по повышению качества образования в школах. Для того, чтобы помочь повысить производительность на рынке труда, Группа Всемирного банка изучает, какую роль может играть образование в решении проблемы несоответствия между имеющимися и необходимыми трудовыми ресурсами, которые наблюдаются во многих странах по всему миру. Исследование по оценке профессиональных навыков Повышение квалификации – путь к расширению занятости и росту производительности (STEP) проливает свет на имеющиеся пробелы и несоответствия в профессиональных навыках путем создания новых, сопоставимых на международном уровне данных по квалификации взрослого работающего населения.

    Группа Всемирного банка также подготовила несколько региональных докладов, об уровне профессиональной подготовки, в том числе Подготовка следующего поколения в Танзании: проблемы и возможности в области образования; Развитие навыков для инновационного роста в Российской Федерации; а также Исследование науки, технологии, инженерии и математики в странах Африки, лежащих к югу от Сахары: десятилетие развития.

    Платформа Группы Всемирного банка Системный подход к улучшению результатов образования (SABER) широко используется во всем мире, выпустив 167 страновых докладов, которые помогают оценить политику в области образования и определить действенные приоритеты. Группа Всемирного банка осуществляет и поддерживает тщательную оценку результативности для получения веских доказательств того, что эффективно в области образования в различных условиях. Кроме того, в Африке, исследования Показатель Предоставления Услуг (SDI) отслеживают эффективность и качество предоставления услуг в области образования и здравоохранения в разных странах и с течением времени. На глобальном уровне, веб-сайт Группы Всемирного банка EdStats включает более 2500 сопоставимых на международном уровне показателей в области образования в отношении доступности, завершенности, стоимости, результативности обучения и многое другое.

  • В течение периода с 2000 года по 2016 год, Группа Всемирного банка инвестировала в образование $46 млрд. За период с 2000 по 2015 год доля финансирования, выделяемая Группой Всемирного банка на образование, удвоилась с 5% до приблизительно 10%, демонстрируя важность образования в общем портфеле. В 2016 финансовом году кредиты, выделенные Группой Всемирного банка на образование, составили $3,4 млрд, что является средним показателем кредитования образования за последние 10 лет. Текущий активный портфель Группы Всемирного банка на образование составляет $14,5 млрд.

    Во многих странах, финансирование Группы Всемирного банка также помогает выделять гораздо большие ресурсов правительствами и другими партнерами по развитию, в результате согласованных образовательных программ и снижения операционных издержек для правительств.

    Вот некоторые из результатов деятельности Группы Всемирного банка в области образования на страновом уровне:

    В Бангладеш, внедрение льгот через наш Проект по Расширению Доступа и Улучшению качества среднего образования в самых бедных 125 районах включают в себя ориентированные на бедных учащихся стипендии, финансовые награды учащимся за успеваемость, поддержку в восстановлении разрушений и улучшение водоснабжения и санитарии. Охват средним образованием бедных детей в районах действия проекта в чистом виде вырос на 27%, а процент выпускников средних учебных заведений повысился с 55% в 2008 году до 85% в 2014 году.

    В Болгарии около 80% живущих в неблагополучных условиях детей (включая этнических цыган), которые получили дошкольное образование в рамках Проекта социальной интеграции Болгарии, успешно прошли диагностические тесты готовности к школе, что вдвое больше по сравнению с 40% показателем до начала проекта.

    При поддержке Группы Всемирного банка, в 2006 году Камбоджа провела свою первую национальную оценку знания учащимися кхмерского языка и повторила ее снова в 2009 году. Результаты исследования показали, что навыки чтения были очень низкими. В 2010-2012 годах Камбоджа сосредоточила особое внимание на развитии навыков чтения в экспериментальных школах. Тысячи учащихся получили свои собственные копии учебников, а тысячи преподавателей и работников образования прошли подготовку по методике обучения. В 2014 году национальная оценка показала, что почти все учащиеся восьмых классов были способны читать и осмысливать текст.

    На Гаити, с 2012 по 2014 год Группа Всемирного банка профинансировала освобождение от платы за обучение более 437 905 учащихся начальной школы, дав им возможность поступить в негосударственные школы. В 2015-2016 учебном году свыше 132 200 учащихся в 430 школах получали ежедневное питание, а

    7 200 детей из бедных сельских и ранее недостаточно обслуживаемых гаитянских общин смогли посещать школу и получили школьные наборы, включая учебные материалы (ручки, карандаши, тетради и ранец) и более 40 тысяч учебников для начальной школы. Кроме того, благодаря финансированию управляемого Группой Всемирного банка Глобального партнерства по вопросам образования более 2800 школ получили гранты, позволившие им вновь открыться после землетрясения 2010 года.

    В Индии, с 2012 по 2015 год, массовой общенациональной программой в области начального образования Sarva Shiksha Abhiyan было охвачено более 120 миллионов детей в 1,4 миллиона школ, помогая улучшить соотношение учителей и учеников с 30 учащихся на одного преподавателя до 25. За тот же период, обеспеченность преподавательским составом увеличилась с 75 до 85%, при том, что доля профессионально подготовленных учителей оставалась стабильной, тем самым создавая основу для повышения качества образования. Кроме того, соотношение девочек и мальчиков, обучающихся в государственных школах повысилась с 1:1 в 2012 году до 1:1,03 в 2015 году.

    В Индонезии, более полумиллиона детей в возрасте 0-6 лет в бедных, труднодоступных районах получили дошкольное образование в период с 2007 по 2013 год в рамках проекта Bermutu (2007-2013), и более 1,7 миллиона учителей получили четырех-летнее высшее образование в уполномоченных колледжах.

    На Ямайке, финансирование, основанное на конкретных результатах, было использовано в Программе укрепления преобразовательного потенциала образования Ямайки, в результате чего повысилась успеваемость учеников 4-го класса по арифметике с 45% в 2009 году до 58% в 2014 году, а уровень грамотности учеников 4-го класса повысился с 70% до 78%. В дальнейшем этот подход также использовался для повышения готовности к школе у четырех-летних детей в рамках Программы развития детей в раннем возрасте, которой воспользовались 300 000 детей младшего возраста.

    В Кувейте была разработана и утверждена учебная программа для общего образования, основанная на оценке профессиональных качеств. Начиная с 2015 года были разработаны учебные программы и стандарты документов по всем предметам с первого по девятый класс; 141 школа внедрила высоко инновационное стратегическое руководство и управление; и более 1000 основным специалистам была оказана поддержка по управлению школой на основе преобразовательных реформ.

    В Нигерии, Группа Всемирного банка поддерживает усилия правительства по расширению доступа к после базовому образованию, в первую очередь за счет проекта Лагос Эко, который был завершен в декабре 2015 года. Учащиеся старших классов средних школ в штате Лагос превзошли ожидания, а доля учащихся, получивших оценку В и выше в области науки и техники, оказалась более чем в два раза выше ожидаемого результата.

    В Пакистане, первой стране использовавшей Финансирование, основанное на конкретных результатах по проекту МАР в области образования, Проект Второй Синд Реформе образования принял на работу 16 800 учителей, используя процесс набора персонала, основанный на результатах тестов, оценке заслуг и реальной необходимости.

    Во Вьетнаме, субсидии на обучение были предоставлены более чем 8000 бедным учащимся для обучения в старших классах негосударственных средних школ и в средних профессиональных училищах. Использующий подход помощи, основанной на конкретных результатах проект связывает выплату субсидий за обучение с успеваемостью учащихся. Это помогло расширить доступ к обучению в старших классах средней школы и снизить уровень отсева среди учащихся из малоимущих семей в 12 провинциях.

    В семи странах региона Западной и Центральной Африки было создано 19 университетских «Центров передового опыта Африки», в которых молодые студенты будут обучаться связанным с наукой предметам, которые имеют решающее значение для развития Африки. Эти центры будут развивать местные таланты для решения насущных проблем развития в таких областях, как растениеводство, водоснабжение и санитария, а также инфекционные заболевания затратоэффективным способом. По состоянию на декабрь 2015 года, было 2410 региональных студентов, обучающихся на краткосрочных курсах, в магистратурах и аспирантурах.

    В пяти провинциях Йемена, Группа Всемирного банка осуществила Проект по обеспечению доступа к среднему образованию для девочек. Общий показатель Индекса гендерного равенства в системе среднего образования повысился с 0,43 до 0,63, а с 10 по 12 класс коэффициент окончивших полный курс школы девушек в районах, где осуществлялся проект, повысился с 78,3% до 84,5%. В общей сложности 14 349 преподавателей прошли обучение по предметным модулям и 89 женщин-учителей прошли обучение и были наняты на работу. Это побуждает родителей посылать своих дочерей в школу, особенно на уровне среднего образования. Кроме того, в рамках проекта построено 43 школы и 50 школ оснащены библиотеками, научными и компьютерными лабораториями. Это в значительной степени способствовало созданию безопасных и благоприятствующих условий обучения для мальчиков и девочек. 

  • Группа Всемирного банка тесно сотрудничает с учреждениями Организации Объединенных Наций (ООН) и партнерами по развитию и будет решительно поддерживать страны, которые работают над достижением ЦУР.

    Группа Всемирного банка стала одним из организаторов Всемирного форума по вопросам образования (май 2015 года; Инчхон, Корея) - наиболее важного события мирового масштаба в области образования за последние десять лет.

    В 2002 году Группа Всемирного банка сыграла важную роль в создании Глобального партнерства по вопросам образования (GPE) с участием многих доноров, которое является важным партнером в области базового образования. Усилия по улучшению координации финансирования образования из GPE и Международной ассоциации развития (МАР), фонда Всемирного банка для беднейших стран, находятся в стадии реализации.

    Партнерство Группы Всемирного банка с двусторонними донорами, например, с Норвегией, США и Германией за Результаты в области Образования для всех детей (программа REACH), поддерживает усилия по укреплению доказательств целесообразности Финансирования, основанного на конкретных результатах в области образования.

    Другие партнеры по целевым фондам включают в себя Австралию, Европейскую комиссию, Ирландию, Корею, Нидерланды, Японию, Испанию, Россию и Соединенное Королевство.

    Группа Всемирного банка также работает с новыми партнерами, включая Обучение для всех, Всемирная инициатива арабских государств, Консультативная группа по раннему детству, Глобальная сеть чтения, Группа Сбора данных в области образовании (BE²) и Сеть доноров Глобального договора на обучение.


Дополнительные ресурсы